Вторжения не произошло, только во время прелюдии. В битве за Британию немцам пришлось проглотить горячую пилюлю

Воздушная битва за Британию, в которой ослабленная островная империя защищалась от агрессивного наступления Германии летом 1940 года, продемонстрировала миру истинный британский дух. Тысячи самолетов встретились в небе над Альбионом за три месяца с 10 июля 1940 года, но благодаря упорству защитников – как солдат, так и гражданских лиц – Люфтваффе и особенно его уверенный командир Герман Геринг вынужден был проглотить горячую пилюлю. Однако жертвы, принесенные англичанами и их союзниками, были значительными.

«В области человеческих конфликтов такое большое количество людей никогда не было обязано такой маленькой горстке», – сказал британский премьер-министр Уинстон Черчилль 20 августа 1940 года, обращаясь к пилотам, которые ежедневно встречались в ожесточенных боях с немецкими захватчиками. В то время битва была далека от победы, но слова Черчилля точно передали суть воздушного боя.

С британской стороны в них приняли участие около трех тысяч пилотов, из которых более 500 упали и сотни получили серьезные травмы.

Помимо 2353 отечественных пилотов, 145 поляков, 127 новозеландцев и 112 канадцев сражались в Королевских военно-воздушных силах (RAF) во время битвы за Британию. Среди имен людей, сидевших в кабинах крутых ураганов и элегантных спитфайров, можно найти 88 пилотов из Чехословакии. Самым известным из них был Йозеф Франтишек, сделавший 17 выстрелов, самый успешный истребительный ас за всю битву, но до своей смерти 8 октября 1940 года он сражался в рядах 303-й польской эскадрильи.

Члены 310-й (чехословацкой) эскадрильи RAF во время битвы за Британию. На заднем плане – истребитель Hawker Hurricane.

Источник: Wikimedia Commons

Немецкая бомбардировка должна была стать лишь прелюдией к вторжению на Британские острова, которое гитлеровские генералы готовили под кодовым названием Seelöwe. С начала июля 1940 года авиаудары постепенно усиливались, и в середине августа пришла основная волна авиаударов люфтваффе.

Немцы сосредоточили свои атаки в основном на аэропортах, но попытки их уничтожить не увенчались успехом. Кроме того, не была нарушена система раннего предупреждения о воздушном нападении на основе радаров, построенная с середины 1930-х годов.

Благодаря сети станций у побережья Британии Королевские военно-воздушные силы смогли эффективно организовать оборону. В его пользу также было то, что боевые действия велись в основном над континентальной частью Великобритании, поэтому сбитие истребителя не означало автоматически потери подготовленного пилота.

В RAF также не хватало большого количества современных истребителей. Ураганы и более редкие спитфары были более чем достойными противниками для немецких мессершмиттов, да и у Люфтваффе не было стратегических бомбардировщиков. Более легкие юнкеры и хейнкели не могли их заменить.

Немецкие бомбардировки, первоначально сконцентрированные в дополнение к основным ВВС, особенно в промышленных районах, постепенно распространились на гражданские цели. Прелюдией послужили бомбы, которые, видимо, случайно упали на Лондон в конце августа – и англичане в ответ совершили ответный (хотя и довольно символический) налет на Берлин. Несколько дней спустя Адольф Гитлер пригрозил островному королевству разрушительными авианалётами, и уже 7 сентября лондонцы смогли убедиться, что немецкий лидер серьезно относится к его словам.

Авиаудары, которые прошли в Лондон до середины ноября 1940 года и унесли жизни более 20 000 человек, но провалились. Хотя бомбы разрушили или повредили около миллиона домов, главная цель – подрыв морального духа мирного населения – не была достигнута.

Уинстон Черчилль в бомбардировке Ковентри. В ночь с 14 на 15 ноября 1940 года немцы совершили налет на английский центр промышленности и вооружений. Атака 450 самолетов люфтваффе превратила город в руины, а собор Св. Михала.

Источник: Wikimedia Commons

Именно бомбардировка Германией Лондона, а также других городов, включая Роттердам в Нидерландах и Варшаву в Польше несколькими месяцами ранее, упростила для Королевских ВВС решение о массированных атаках на немецкие гражданские цели через несколько лет.

«Немцы посеяли ветер и теперь пожинают бури», – сказал Артур Харрис, маршал авиации и главнокомандующий британскими бомбардировочными силами.

Однако летом 1940 года подобные атаки были музыкой будущего, потому что в то время RAF и вся Великобритания боролись за выживание. В конце концов, однако, британцы оказали сопротивление, и 17 сентября 1940 года немецкое командование отложило операцию Seelöwe на неопределенный срок. Однако великие немецкие воздушные атаки на британскую территорию не прекратились до весны 1941 года.

__________________________________________________________

САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ САМОЛЕТ ПРИСОЕДИНИЛСЯ К БИТВУ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Хоукер ураган: Первый современный истребитель-униплан Британских Королевских ВВС был принят на вооружение осенью 1937 года, примерно за год до более известного спитфайра. Хотя он отставал от него с точки зрения производительности, с другой стороны, его более традиционный дизайн гарантировал более быстрое массовое производство и более легкий ремонт.

Источник: Wikimedia Commons

Разные характеристики обоих типов привели к тактике: в то время как «Спитфайры» сражались в основном с быстрым и маневренным «Мессершмиттом» Bf 109, ураганы уничтожали бомбардировщики. Благодаря этому во время Битвы за Британию «Ураган Хокери» сбил больше вражеских машин, чем спитфайлов. Именно во время ураганов в боевые действия вмешались и чехословацкие летчики Королевских ВВС.

Супермарин Спитфайр: Самый известный британский истребитель времен Второй мировой войны, но в битве за Британию сыграл довольно второстепенную роль. Прототип элегантного низколетящего самолета впервые взлетел в марте 1936 года, первый Spitfires Mk.I поступил на вооружение Королевских ВВС за год до начала войны, в августе 1938 года.

Источник: Wikimedia Commons

Незадолго до начала боевых действий Королевские ВВС имели в своем арсенале всего 160 Спитфайров, в то время как Харрикейнов было около 350, и соотношение менялось – даже из-за более требовательного производства более современных самолетов – очень медленно. Во время войны тип постоянно совершенствовался, получал более мощные двигатели, более современное крыло или лучшее вооружение. Последняя версия имела серийный номер 24 и была создана в 1946 году. Всего было выпущено почти 20 500 Spitfire.

Мессершмитт Bf 109: Основной истребитель Люфтваффе в течение всей войны оставался на вооружении в нескольких вариантах. Прототип взлетел в 1935 году, но ВВС сначала отдавали приоритет конкурирующему Heinkel He 112. Решение о покупке Messerschmitt было окончательно принято в 1936 году, первое было передано Люфтваффе в феврале 1937 года.

Источник: Wikimedia Commons

Впервые в том же году они вмешались в боевые действия Легиона Кондор в Испании. «Сотня», как и другая техника, усовершенствовалась во время войны, наиболее известные варианты были отмечены буквами E и G. Хотя после 1942 года на вооружение стали поступать все более мощные Focke-Wulf Fw 190, основной машиной оставался Bf 109. ВВС Германии до конца войны.

Мессершмитт Bf 110: Тяжелый двухмоторный истребитель, который благодаря большей дальности, в отличие от «Сто девятнадцать», мог дистанционно сопровождать бомбардировщики.

Источник: Wikimedia Commons

Хотя этот тип имел несколько успехов в кампании в Польше и Франции, битва за Британию вскоре показала, что подобная машина не имеет больших шансов против одномоторного истребителя – хотя она была быстрее, чем ураганы. В ходе боя Люфтваффе потеряли более 200 «сотен», в начале кампании их было 237. В остальной части войны, однако, Messerschmitt Bf-110 не погиб – он использовался как истребитель и потому позволял установка РЛС, как ночной истребитель, прошла успешно.

Heinkel He 111: Основа бомбардировочной авиации Германии в начале Великой Отечественной войны. Он был создан в первой половине 1930-х годов, в то время, когда Германия еще официально соблюдала ограничения на вооружения, и поэтому изначально он был объявлен транспортным самолетом, и Lufthansa также использовала несколько штук.

Источник: Wikimedia Commons

Первые He 111 были переданы Люфтваффе в первой половине 1937 года и были окрещены в рядах Легиона Кондор в Испании. Во время битвы за Британию немецкие ВВС потеряли 250 машин этого типа, что было налогом на их более слабую защиту и худшую ловкость. В течение остальной части войны «Хейнкели» отказались от роли бомбардировщиков и, благодаря большому фюзеляжу, использовались в качестве транспортных самолетов.

Юнкерс Ju 88: Наверное, самый универсальный немецкий самолет Второй мировой войны. Во время Битвы за Британию он использовался как бомбардировщик (также был способен наносить удары с пикирования), помимо боевого и разведывательного вариантов были также варианты истребителя – как ночной, так и дневной дальний истребитель. Чехословацкие летчики из 311-й бомбардировочной эскадрильи также встречались с ними во время патрулирования подводных лодок.

Источник: Wikimedia Commons

Летом 1940 года, когда разгорелась битва за Британию, Ju 88 все еще боролся со многими проблемами, включая слабую защиту экипажа. С июля по октябрь 1940 года люфтваффе потеряли 313 «восемьдесят восемь», что лишь немного меньше совокупных потерь He 111 и Dornier Do 17.

.

Поделиться этой записью
ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ!
00
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x