«То, что мы можем заучивать Коран наизусть – это чудо Всевышнего Аллаха»


135

Сегодня мы имеем возможность, зайдя в интернет, ознакомиться с ответами на всевозможные шариатские вопросы. Богословы усердно работают, и обратная связь с алимом по животрепещущим бытовым, семейным, земельным и многим другим вопросам доступна практически каждому мусульманину.

Исламская наука во всех её разделах настолько обширна и глубока, что не заканчивается на повседневных вопросах. Есть много премудростей, которые таит в себе бытие, и их нам раскрывают исламские науки.

Не все имеют возможности и способности изучать ‘ильму, хоть изучение его – процесс сладостный для души. Портал ISLAMDAG.RU запускает на своих познавательных просторах новую рубрику – «Беседы с богословом», которая, мы уверены, вызовет большой интерес у читателей.

В каждом разделе рубрики мы будем, задавая вопросы доктору исламских наук Мухаммаду Магомедову, получать исламские знания.

Начать мы решили с вопросов о Священной книге мусульман, ведь все науки берут своё начало в Коране. «‘Улюм Аль-Куръан» – это дисциплина для мутаалимов исламских вузов. Но мы можем, поинтересовавшись некоторыми аспектами этой науки, побывать в роли мутаалимов, будучи читателями сайта.

О том, как ниспосылался Коран, читали многие, но, несмотря на это, каждый раз сталкиваясь со сведениями об обстоятельствах ниспослания Корана, открываешь для себя какие-то новые грани этих событий, новые обстоятельства и красивые подробности.

Мухаммад Магомедовдоктор исламских наук, преподаватель аспирантуры Дагестанского исламского университета.

 

Прежде всего благодарим вас за то, что нашли время для интервью. Наверняка такие же вопросы задают ваши мутаалимы в течение учебного процесса, а ответы, уверена, будут интересны всем читателям. Аяты Корана или целиком суры – всё это ниспосылалось только Пророку Мухаммаду или кому-то другому тоже – кому-то, кто мог передать их Пророку ?

– Всё ниспосылалось через ангела Джибриля (мир ему). Джибриль – это Амин аль-вахьйи, тот, кому доверены откровения. Он приносил вахью от Всевышнего Аллаха не только нашему Пророку – он передавал откровения всем пророкам и посланникам (мир им), хотя Всевышний Аллах может и напрямую внушить, вложить эти знания в сердца Своих пророков (мир им). Это, как пишут учёные, указывает на то, что Всевышний Аллах связал всякую вещь с какими-то с причинами, есть такая последовательность.

Точно так же Всевышний Аллах мог ниспослать Коран непосредственно Пророку Мухаммаду , и это было в Его власти, но он ниспосылал Коран через Джибриля для того, чтобы мы знали, что мы, творения Аллаха, зависимы друг от друга.

 

Только ли Пророку ниспосылались аяты Корана?

– Аяты Корана – это то, что ниспосылалось только Пророку Мухаммаду . Коран – это самое большое чудо (му’джизат) Пророка и единственное чудо, которое останется к Судному дню, потому что все остальные чудеса пророков (мир им) уходят вместе с их смертью.

Например, у Пророка были и другие му‘джизаты, но Коран останется с человечеством до Судного дня. Каждый день учёные извлекают из Корана всё новые и новые знания, потому что нет предела богатству и глубине мудрости этой книги.

 

Почему Коран разделён на аяты, на суры и ниспосылался по частям?

– Для облегчения. Вообще, Коран был ниспослан не единовременно, он постепенно ниспосылался в течение 23 лет. Ниспосылался один аят, три аята, четыре, пять, десять.

Это, во-первых, потому, что в то время арабы не владели грамотой, практически всю информацию они запоминали, храня в своей памяти. Для того чтобы облегчить им запоминание, Аллах ниспосылал Коран по частям.

Есть в Коране много аятов, которые ниспосылались по определённым причинам. Например, что-то произошло, и у людей возникли вопросы по этому поводу. Они обращались с этими вопросами к Пророку , и ему ниспосылался аят с ответом. Пророк иногда ждал ответа от Всевышнего Аллаха по 10–15 дней.

Другие священные писания, такие как Таврат, Инджиль, Забур, ниспосылались пророкам (мир им) в виде одного завершённого писания, не так, как Коран, который ниспосылался по частям. 

Разница между пророком и посланником такова: посланник – это тот, кому Аллах дал откровение и повелел довести его до людей, а пророк (наби) – это тот, кому Всевышний отправлял откровения, но не поручил донести его до народа. Следовательно, пророк уполномочен устанавливать и подкреплять шариат предыдущего посланника.

 

Ко всем людям?

– Только Пророк Мухаммад был отправлен ко всем людям.

– Коран – это книга, в которой не изменено ни одной буковки, в ней всё именно так, как было передано от Всевышнего Аллаха Пророку Мухаммаду через ангела Джибриля. Разве не мог кто-нибудь вмешаться в процесс сбора Корана во времена Абу Бакра? Коран ведь собирали во время правления халифа Абу Бакра?

 

– Во времена Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) собирали, а во времена ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) проводили уточнение, копирование и размножение Корана.

 

– В то время мог какой-нибудь недоброжелатель втихомолку изменить в Коране букву или слово?

– Как мы все знаем, Сам Всевышний Аллах взял на себя сохранение Корана. Всевышний передаёт в самом Коране:

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

(смысл): «Поистине, Мы [Аллах] ниспослали Коран, и, поистине, Мы его действительно охраняем (от любых изменений, добавлений и убавлений)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Хиджр: 9)

Таким образом, Всевышний Аллах взял на Себя сохранение Корана. А враги Ислама предпринимали многочисленные попытки исказить его смысл. И по сей день мы часто видим информацию о том, что Коран якобы изменён, искажён. Цель этого – вызвать сомнение в истинности Корана как речи Всевышнего.

Коранглавная книга мусульман, на которой строится практически весь шариат, поэтому враги Ислама пытаются подорвать доверие именно к Корану. Учёные Ислама находят ответы на все вопросы в Священной книге. Учёный Мухаммад аз-Зуркани отвечает на все такие вопросы и развеивает сомнения.

Какие сомнения пытаются сеять те, кто отвергает истинность Корана?

– Как мы знаем, аяты Корана во времена Пророка записывали на коже, на камнях, на костях, на разных предметах. Во времена Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Коран был записан уже на отдельных листах и собран воедино, и враги Ислама сеют сомнения, утверждая, что в те времена мусульмане что-то пропустили, упустили.

Но основным доказательством того, что в Коран ничего не добавлено, служит следующий факт: во времена Пророка очень многие сахабы знали весь Коран наизусть. И когда при Абу Бакре фиксировали текст Корана, они записывали его, не просто ссылаясь на записи на этих предметах, а сверяясь с тем, что знают наизусть хафизы Корана.

После этого при ‘Усмане делали копии Корана со свитка, собранного при Абу Бакре, но каждый аят записывали только в присутствии двух свидетелей, которые подтверждали, что именно это было ниспослано Пророку . То есть, если бы даже кто-то добавил что-то от себя в эти записи, подмену легко было заметить и исправить, так как правильный текст знали наизусть сотни сахабов.

От ‘Абдуррахмана ибн ‘Абд Аль-Кари передаётся, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:

سَمِعْتُ هِشَامَ بْنَ حَكِيمِ بْنِ حِزَامٍ، يَقْرَأُ سُورَةَ الفُرْقَانِ عَلَى غَيْرِ مَا أَقْرَؤُهَا، وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَقْرَأَنِيهَا، وَكِدْتُ أَنْ أَعْجَلَ عَلَيْهِ، ثُمَّ أَمْهَلْتُهُ حَتَّى انْصَرَفَ، ثُمَّ لَبَّبْتُهُ ‌بِرِدَائِهِ، فَجِئْتُ بِهِ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقُلْتُ: إِنِّي سَمِعْتُ هَذَا يَقْرَأُ عَلَى غَيْرِ مَا أَقْرَأْتَنِيهَا، فَقَالَ لِي: أَرْسِلْهُ، ثُمَّ قَالَ لَهُ: اقْرَأْ، فَقَرَأَ، قَالَ: هَكَذَا أُنْزِلَتْ، ثُمَّ قَالَ لِي: اقْرَأْ، فَقَرَأْتُ، فَقَالَ: «هَكَذَا أُنْزِلَتْ إِنَّ القُرْآنَ أُنْزِلَ عَلَى سَبْعَةِ أَحْرُفٍ، فَاقْرَءُوا مِنْهُ مَا تَيَسَّرَ

«Я слышал, как Хишам ибн Хаким ибн Хизам читал суру Аль-Фуркан не так, как читал её я и как научил меня читать её Посланник Аллаха . Я хотел сразу броситься к нему, но потом решил подождать, и когда он закончил, я охватил его своим плащом и привёл к Посланнику Аллаха . Я сказал: “О Посланник Аллаха! Поистине, я слышал, как вот этот читает суру Аль-Фуркан не так, как учил меня читать её ты”.

Посланник Аллаха сказал мне: “Отпусти его”, – а потом обратился к нему: “Читай”. И он прочитал так, как читал ранее. И Посланник Аллаха сказал: “Так она была ниспослана”. Потом он сказал мне: “Читай”. И я прочитал, и он сказал: “Так она была ниспослана”. Затем Посланник Аллаха сказал: “Поистине, Коран был ниспослан семью способами. Читайте же так, как вам легко”». (Бухари, 2419; Муслим, 818; Тирмизи, 2943)

О чём это говорит? Коран был ниспослан на разных наиболее совершенных и возвышенных арабских диалектах, чтобы облегчить им его чтение, поскольку у арабов было множество разных диалектов. Если бы был выбран диалект лишь одного племени, это затрудняло бы чтение для других. Однако не весь Коран был ниспослан на семи диалектах, а лишь некоторые его части.

Всевышний Аллах облегчил таким образом людям чтение Корана. А если бы от всех людей требовалось читать Коран абсолютно одинаково, это было бы очень трудно и отпугнуло бы их от чтения и изучения Книги Всевышнего Аллаха.

Для чего мы приводим этот рассказ? Этот хадис указывает на то, что сподвижники Пророка не допускали изменения даже одной буквы Корана, ни одному человеку они не позволяли этого. В этой ситуации, услышав чтение Хишама, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) тут же вмешался, хотя сура, которую он услышал от Хишама, звучала всего лишь на другом диалекте.

 

Что же звучало иначе в аяте, прочитанном Хишамом ибн Хакимом?

– Коран записывался без огласовок, без точек. Какие-то слова можно было прочитать по-разному, хотя были записаны одинаково, так было и в этом случае.

 

И ошибки в этом нет?

– Нет. Поскольку эта и другие суры были ниспосланы и в этом и в другом виде.

 

А почему Коран ниспосылался частями, а не единым свитком, единой книгой?

– В этом было много видов мудрости. Перечислим лишь некоторые из них.

 

Первая мудрость.

Как мы знаем, Пророк в первое время, когда доводил до людей истину, сталкивался с большими трудностями. Его угнетали, против него боролись враждебно настроенные мекканцы. И каждый раз, когда ниспосылалась очередная часть Корана, это его успокаивало, служило ему утешением. А если бы он был ниспослан разом, то этого бы не было.

Например, Пророк в течение 23 лет призывал к Исламу и встречал на этом пути много препятствий. И после каждой трудности Аллах его утешал, ниспосылая ему аяты, в которых рассказывалось о пророках, которые жили до него, о том, как их притесняли, как они тоже встречали препятствия на своём пути.

Когда Пророк слышал истории о своих братьях-пророках (мир им), это придавало ему сил и приносило облегчение. Ведь само явление вахью – это связь с Всевышним.

 

Вторая мудрость

Это было сделано для того, чтобы облегчить людям запоминание аятов. Для них Коран был новой информацией, и этот свод правил в ниспосланных аятах был для них непривычен, им требовалось некоторое время для того, чтобы перестроить свой образ жизни согласно только что ниспосланным аятам. Они не могли моментально претворить в жизнь то, что было изложено в аятах, на это требовалось время.

Также, когда ниспосылался Коран, каждый раз это было чудом Пророка . И всякий раз в течение 23 лет Пророк говорил врагам Ислама: «Вы ведь утверждаете, что это я сам придумал? Тогда сочините что-то равноценное аяту Корана». Но люди, утверждавшие такое, не могли сочинить ничего, что было бы подобно аятам Корана.

 

Третья мудрость

Каждый день к Пророку приходили люди и задавали всё новые и новые вопросы, и Всевышний ниспосылал ему откровения, в которых содержались ответы на эти вопросы.

Например, иудеи приходили к Пророку в большом количестве и задавали вопросы с целью проверить его. Они спрашивали о душе, просили рассказать о пророке Зулькарнайне и т. д. Тогда к информации не было доступа, как сегодня есть у широкого круга людей.

Так вот, иудеи проверяли, знает ли он о предыдущих пророках, ведь этой информацией владели только священнослужители в храмах, Пророк Мухаммад таковым не являлся. Ответы на эти вопросы Пророку ниспосылались через откровения.

Мусульмане тоже задавали ему множество разных вопросов касательно семьи, повседневной жизни, обеспечения семьи, отношения к сиротам и т. д. Пророк отвечал на их вопросы, также получая откровения от Всевышнего.

 

Четвёртая мудрость

Коранчудо Всевышнего Аллаха. В чём это проявляется? Коран ниспосылался в течение 23 лет, но не в том порядке, в каком он сейчас. Самый последним был ниспослан аят из суры Аль-Бакара, а эта сура, как мы знаем, идёт в начале Корана.

Тот порядок, в котором мы читаем суры и аяты Корана, это именно та последовательность, в которой он написан на Лавх Аль-Махфузе (Хранимой Скрижали, книге, в которой хранится вся информация обо всём прошедшем или грядущем). То есть оттуда Коран был ниспослан полностью на ближайшее небо в том порядке, в каком он там записан, а оттуда – к Пророку вразнобой, ведь одна сура могла ниспосылаться в течение 23 лет. Последние аяты одной суры могли быть ниспосланы раньше первых аятов этой же суры. А первые аяты могли быть ниспосланы в конце, даже в конце истории ниспослания Корана, к примеру, к 23 году этого процесса.

Сейчас порядок в Коране именно таков, в котором эта книга записана на Хранимой Скрижали. Это воля Всевышнего, чудо Всевышнего, Его установление. Таким образом, мы видим, что в Коране нет того, что придумано самим Пророком . И в этом тоже мудрость Всевышнего Аллаха – смысл того, что он был ниспослан по частям.

 

Наверное, нет ни в одном уголке света человека, который бы не слышал чтение Корана, его аятов, почему?

– Потому что это Священное писание, переданное Пророку , ниспосланное для всего человечества, для всего сущего во всех мирах. Писание нашего Пророка адресовано всем: людям, джиннам, даже ангелам.

А те писания, которые ниспосылались предыдущим пророкам (мир им), были предназначены какому-то определённому племени, даже для какого-то определённого города, их миссия ограничивалась некими рамками.

Были пророки, которых отправили только к нескольким людям. Были в числе пророков даже те, кто был отправлен только ради самого пророка. Пророки Бану Исраиль были отправлены только к Бану Исраиль, а Пророк Мухаммад был отправлен ко всему живому.

Поэтому Всевышний Аллах взял на себя сохранение Корана. А что касается сохранения предыдущих писаний, то в Коране говорится, что Аллах поручил это религиозным учёным, которые жили в той местности, куда ниспосылалась религия. Вот благодаря чему Коран так сохранился, и Его будут читать до Судного Дня.

Ещё одно чудо Корана – то, что его знает наизусть большое количество людей, а предыдущие писания не учили наизусть – не могли выучить ни тогда, ни сейчас, потому что Аллах облегчил для людей запоминание только Корана.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَلَقَدْ يَسَّرْنَا الْقُرْآنَ لِلذِّكْرِ فَهَلْ مِنْ مُّدَّكِرٍ

(смысл): «И Я [Аллах] клянусь, что Мы облегчили Коран для запоминания, размышления над ним и получения наставлений». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Камар: 17)

Аллах в этом аяте побуждает нас выучить Коран. На сегодняшний день даже дети знают Коран наизусть. Дети, которые ещё не научились говорить на своём родном языке, смогли выучить его наизусть. Множество людей, для которых арабский язык не является родным, выучили Коран наизусть. Это всё доказывает истинность слов Всевышнего Аллаха: «Я облегчил Коран для запоминания».

Продолжение следует…

Беседовала Айша Тухаева

Читать в оригинальном источнике


Like it? Share with your friends!

135
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x