Татары Финляндии: от истории до современности


86

Татары Финляндии: от истории до современности

Как татары оказались в Финляндии? Как вам удалось сохранить ислам в сложных условиях? Каковы нынешние отношения татарского народа с финским государством и коренным населением? Ответы на все эти вопросы можно найти в новой книге. Имам татарской общины Финляндии Рамиль Хазрат Беляев, презентация которого прошла в стенах Национальной библиотеки Татарстана.

В мероприятии также приняли участие историк Искандер Гилязов, вице-президент Академии наук Республики Татарстан Дания Загидуллина, представители общественности, ученые и этнографы.

Татары Финляндии: от истории до современности

В его новой работе «Татары Финляндии» Автор более подробно рассмотрел теории о возникновении татар, взгляды татар Финляндии на национальность и религию, отношения с финским государством и отношения с финским народом.

«Книга написана в наблюдательно-аналитическом формате. Переводя его на финский, я поставил цель объяснить финнам, кто такие татары Финляндии и откуда берутся их исторические корни. Здесь представлены теории возникновения татарского народа, истории Золотой Орды, Казанской и Касимовской хананланд. Я остановился на истории татар, переданных касимовскими афинянами Нижегородской области ».сказал сам автор.

Татары Финляндии: от истории до современности

Также имам татарской общины Финляндии Беляев, который родился в татарском селе Нижегородской области и работал в Москве, также снял два документальных фильма о татарах Финляндии – «Mәchetkә iltkiltn yul» и «Izge miras». Оба были показаны в Казани в рамках фестиваля исламского кино.

Немного истории

Сегодня количество татар в Финляндии составляет около 700 человек. Татары появились в Финляндии более 150 лет назад, примерно между 1870 и 1920 годами. По мнению историков, это самая ранняя по своему становлению мусульманская община во всей Скандинавии и даже в Северной Европе.

В основном это были купцы, обменивавшие шкуры, шкуры, ткани и одежду, которые отправлялись продавать товары сначала в Санкт-Петербург, а затем в Выборг, постепенно доминируя в других регионах Финляндии. Хорошие условия для торговли не могли не привлечь большое количество татарских купцов. В конце 19-20 веков здесь начала формироваться небольшая татарская община.

Татары Финляндии: от истории до современности

В 1925 году в Хельсинки была основана первая мусульманская община, и только десять лет спустя возникло татарское культурное общество, которое, помимо религиозных праздников и обрядов, начало организовывать культурные мероприятия с выступлениями, народной музыкой и танцами, а также чтением стихов. .

После окончания Великой Отечественной войны выборгские татары обосновались в Тампере и Хельсинки. Именно в Тампере в 1940-х годах была основана вторая татарская община. Небольшие общественные группы вскоре появились в Котке, Турку, Рауме, Пори и других городах.

Татары Финляндии: от истории до современности

В 1948 году в Хельсинки была открыта татарская начальная школа, финансируемая мусульманской общиной и городской общиной. С проведенной в 1969 году реформой общего образования, работа татарской школы, к сожалению, оказалась невозможной из-за того, что было слишком мало учеников, чтобы получать государственные субсидии.

Сегодня во всех городах Финляндии, где проживают татары, есть татарские воскресные школы. В них дети изучают родной язык, изучают культуру и историю татарского народа. Кроме того, с 1950-х годов работает татарский детский сад.

В 1970-х годах финские татары объединились в две организации – «Общество имени Г. Тукая»основан профессором Хельсинкского университета Гумаром Дахером и национальным религиозным обществом финских татар «Исламия», возглавляемым крупным меховщиком и торговцем мехом Османом Али.

Татары Финляндии: от истории до современности

В настоящее время эти организации практически слились в одну. После смерти Гумара Дахера его сын Окан Дахер остался лидером татарской диаспоры в Финляндии. В свою очередь, татарская молодежь создала собственную организацию – «ФТБ» («Фин татарские бирлиги»), основной задачей которой является решение культурных проблем.

Бережное отношение ко всему, что связано с национальной историей, культурой, языком и обычаями, характерное для татарской диаспоры в Финляндии, проявляется также в активных научных и культурных связях с Татарстаном.

Например, например, однажды на сцене Татарского государственного академического театра. Г. Камала успешно прошла спектакль «Галиабану», поставленный актером молодежного любительского театра из Хельсинки. Работы, созданные совместно финскими татарами и нашими соотечественниками, выставлялись в Нью-Йорке и Сан-Франциско.

Татары Финляндии: от истории до современности

Исламское общество часто приглашает татарских деятелей науки, культуры и искусства. Известный хельсинкский архитектор-дизайнер Первин Имадитдин был приглашен принять участие в реставрационных работах исторического центра Казани к 1000-летию столицы.

Финские татары всегда уделяли семье пристальное внимание. Исторически родители играли важную роль в сохранении своего родного языка. Вместе с ними ответственность за воспитание ребенка несут бабушки и дедушки, а также другие родственники. Несмотря на то, что в повседневной жизни татары в Финляндии обычно говорят по-фински, в семейном общении это происходит только на татарском языке.

Татары Финляндии: от истории до современности

В махалле есть собственная учительская организация. Раз в неделю родители приводят маленьких детей в детский сад, где их разучивают рассказы, стихи и песни на татарском языке. Школьники регулярно посещают воскресные школы, где их обучают их родному языку и основам ислама.

После школы дети отправляются в летний лагерь на 2-3 недели. Здесь студенты из Швеции, Германии, Турции, США, Канады, а недавно и из Татарстана изучают язык, культуру и историю татар.

Татары Финляндии: от истории до современности

По окончании курсов проводится большой Сабантуй, на который приглашаются родители и друзья, бабушки и дедушки.
За свой счет махалля издает книги, в том числе сказки, стихи, детские учебники, сборники песен для старшего поколения и многие другие литературные произведения, позволяющие познакомиться с культурой татарского народа.

Конечно, все тексты печатаются на основе латинской графики. Учебники по татарскому языку в основном представлены татарскими изданиями, изданными в советское и постсоветское время.

Помимо перевода учебного материала с кириллицы на латинский, есть еще одна непростая проблема – его адаптация к особенностям речи финских татар.

В целом стоит отметить высокое образование членов татарской общины – примерно вдвое выше, чем у среднестатистического жителя Финляндии. Помимо родного татарского, можно отметить знание таких языков, как финский, шведский, турецкий, английский.

Татары Финляндии: от истории до современности

Татары Финляндии: от истории до современности

Татары Финляндии: от истории до современности

Татары Финляндии: от истории до современности

Татары Финляндии: от истории до современности

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Если вы обнаружили ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Читать в оригинальном источнике


Like it? Share with your friends!

86
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x