Притчи Магида из Дубны 31. Корах – читать онлайн | Магид эль Дубно


118

Купец и свечи в купеческой лавке. Есть ли разница в качестве товара?

«И он говорил с Корахом и всей его компанией, говоря: ‘Утром (завтра) он скажет Богу, кто его …’»[1] (служить в Храме – c.).

Написано в мидраше[2]: Моше сказал им: Всевышний установил четкие границы в мире, созданном Им. Как можно смешивать день и ночь ?! Наконец, уже было сказано: «И был вечер, и было утро» и «И отделил Бог свет от тьмы».[3] на благо мира. Таким же образом (Аарон и его потомки избраны для свободного служения в Храме, и вы не можете это изменить – c.): «Бог избрал Аарона и наделил его особой святостью»[4]… (То есть все члены колена Левия наделены святостью, а Аарон и его дети даже больше – c..)

Чтобы объяснить это, мы представляем еще один Мидраш.[5]: «И назвал Бог (час, когда он) светлый день». – это дела праведников, «И назвал ночь темной». – это дела грешников.

Притча

Один торговец пришел ночью в лавку крупного купца за товарами. Торговец быстро зажег свечи, чтобы продавец мог посмотреть и выбрать товары, и спросил: «Какие качественные товары вы хотите 🙂 – простые или солидные?» Торговец ответил: «Я не вижу разницы в качестве товара, мне все кажется одинаковым. Я выберу то, что мне нравится, и возьму все по той же цене». Услышав слова этого бессовестного человека, купец на однажды погасил все зажженные им свечи и оставил его в темноте. Купец удивился: «Что ты делаешь ?!» Купец ответил: «Если вы думаете, что нет разницы между добром и злом, и все товары должны быть равны, то зачем вам свеча ?! Бери все, что попадется тебе в руки! “

Смысл этой притчи состоит в том, что Всевышний вместе с дневным светом создал свет разума, чтобы человек мог различать людей, которые были умнее, мудрее и судили всех в соответствии с их уровнем. Корах сказал: «В конечном счете, все общество, все святы».[6], то есть все они находятся на одном уровне, и между ними нет никакой разницы. Следовательно, нет необходимости различать свет и ум. На это Моше ответил: «Всевышний установил четкие границы в мире, и свет разума помогает различать людей. И если так (как вы говорите – ок…), то нет никакой пользы в том, что Бог отделяет свет от тьмы и дает человеку разум, чтобы точно оценивать вещи. В конце концов, если вы думаете, что все продукты одинаковые, то выделять их не нужно. Но вы видите, что невозможно смешивать день и ночь, потому что мир нуждается в различии между ними. И так же, как миру необходимо, чтобы свет уходил от тьмы, так и миру нужно, чтобы Аарон отличался и обладал особой святостью. “

«Для вас недостаточно того, что Бог Израиля выделил вас (Левиты – c.) общества Израиля, чтобы приблизиться к нему … просите и у священства. Вот почему вы и все ваше сообщество противитесь Богу. “[7]


[1] Бемидбар 16: 5

[2] Мидраш Бемидбар Раба 18:17

[3] Бытие 1

[4] Диврей ха-Ямим I 23:12

[5] Мидраш Берешит Раба 1: 8

[6] Бемидбар 16: 3

[7] Бемидбар 16: 9-11

Редакция выражает благодарность раввину Эльазару Нисимову, раввину горской еврейской общины Байт-Сфаради в Москве, за любезное разрешение издать эту книгу.

Читать в оригинальном источнике


Like it? Share with your friends!

118
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x