Популярный напиток, ставший важным элементом суфийского зикро.


118

09:42, 11 июнь 2021 г.

Время чтения: 5 минут.

27

Многовековая история османских кофейных традиций (Источник фото: ru.freepik.com).

Многовековая история османских кофейных традиций (Источник фото: ru.freepik.com).

Считается, что кофе впервые появился в Османской империи в 16 веке. В наши дни традиция пить кофе распространилась по всему миру. Однако мало кто знает, что эта традиция распространилась благодаря Османской империи.

В Турции даже есть такая поговорка: «Чашка кофе запомнится на сорок лет». Даже если он останется в памяти на сорок лет, сама история появления кофе в Османской империи насчитывает более пяти веков. В этот период кофе превратился в важную часть турецкой культуры и фольклора. Позже через Стамбул кофе попал в Европу и распространился по всему миру. Поэтому можно сказать, что именно Стамбулу мир обязан столь стремительному распространению этого напитка.

Кофе появился в Османской империи около 1540 года. Согласно историческим источникам, кофе в Стамбул привез Оздемир-паша, османский губернатор Йемена, который заметил отличительные свойства кофейного напитка. Оздемир-паша предложил кофе султану Сулейману Великому, которому этот напиток так понравился, что слуги дворца Топкапы придумали особый способ его приготовления.

Время султана Сулеймана – настоящий успех в истории кофе, потому что именно в это время он начал проникать в османское общество. Слуги османского султана взяли кофейные зерна, перемололи их и сварили в специальной посуде, новый напиток произвел впечатление на султана Сулеймана Великого и его супругу Хюррем Султан.

Женщина, превзошедшая по своему влиянию Хюррем Анастасию Лисовскую

Это одна из выдающихся фигур того времени, известная как Султанат женщин. В ее руках была сосредоточена огромная власть … Одни историки считают, что она украинка, другие – русская.

Журнальный столик дворца был богато украшен. Перед подачей кофе комнату обычно наполняли благовониями, также подавали благовония из розовой воды, а также добавляли в кофе радость со вкусом розы, кардамон или амбру.

Из дворца султана кофе распространился среди знати по всей стране, а затем кофе стал неотъемлемой частью турецкой культуры. В 1544 году два сирийских араба открыли первую кофейню в Стамбуле, а затем шейх Бостанзаде Мехмед Эфенди издал фетву, в которой говорилось, что кофе не запрещен, но вполне полезен и желателен. Привычка пить кофе стала распространяться повсюду.

Кофейная культура простых людей была не столь развита, но кафе для низшего класса также выполняли важные политические, духовные, религиозные и даже военные функции. Первые кофейни, открытые в Османской империи, были ориентированы на обслуживание своих кварталов. Позже появилось много видов кафе: торговые, янычарские, ремесленные и другие. Существовали также кафе для курильщиков кальяна, кафе для народных сказочников и кафе для ашигулов – народных поэтов и музыкантов.

Турецкий кофе обычно готовит профессиональный работник по имени «кахведжи уста». Такой рот имелся в большинстве османских дворцов для приготовления кофе для знати и богатых османских граждан. Вскоре количество профессиональных кафе в стране стало увеличиваться, и многие на словах открывали собственные кафе.

Таким образом, кафе стали важной частью османского общества и неотъемлемой частью истории турецкого кофе. В 17 веке количество кафе значительно увеличилось, известно, что во времена правления султана Мурада III их количество составляло более 600. Кафе стали активно открываться не только в Стамбуле, но и за пределами столицы: в Конье, Газиантеп, Мардин и в целом по всей Анатолии … Однако позже для Османской империи наступили тяжелые времена для кофе.

Султан Мурад IV, известный как «Покоритель Багдада», издал указ о закрытии кафе. Основная причина такого решения султана заключалась в том, что кафе были преобразованы в места, где проводились многочисленные антигосударственные политические митинги, чтобы противостоять официальной власти.

Именно в начале 17 века кофе из Стамбула попал в Европу. В 1615 году приехавшие в Стамбул венецианские купцы привезли в свою страну уже полюбившийся туркам напиток. Впервые в истории кофе с ним познакомились европейцы. Уже в 1645 году открылось первое итальянское кафе. В 1643 году кофе достиг Парижа, а в 1651 году появился в Лондоне, а затем распространился по европейскому континенту.

В 17 веке Стамбул был крупнейшим торговым центром в мире. В городе продавались всевозможные сорта кофе из разных стран мира, поэтому европейцы приезжали сюда, чтобы импортировать его в свои страны. Торговля кофе между Османской империей и Бразилией впервые началась в 1727 году, когда империя импортировала кофейные зерна из Бразилии в дополнение к йеменским кофейным зернам.

Эпоха султана Абдулазиза и султана Абдулхамида II считается золотым веком кофе в Османской империи. За это время по стране широко распространились кафе и культура употребления кофе. Кофе также распространился за пределы Османской империи, и термин «турецкий кофе» был известен во всей Европе в то время, так как именно туркам удалось приготовить этот знаменитый горячий напиток.

Традиция особого кофе – неотъемлемый элемент турецкой культуры и турецкого образа жизни. Женщины встречались за кофе и сладостями, особенно рахат-лукумом. Мужчины собирались в кофейнях, чтобы обсудить политику и поиграть в нарды. Османские кафе превратились в социальные заведения, где можно встретиться с друзьями и приятно пообщаться за чашкой горячего кофе. Именно в кафе стала организовываться новая форма сатирической, политической и социальной критики под названием «Театр теней», где куклы Карагёз и Хадживат отражали в своих спектаклях насущные проблемы общества.

Кофе стал играть важную роль и в религиозной жизни. Этот напиток стал важным элементом суфийского зикра. Кофе ценили за повышение энергии и концентрации суфиев во время их ночных развлечений. У кафе даже был свой религиозный покровитель – шейх Шазели. До XIX века все кафетерии Стамбула имели щит с надписью: «Наше кафе открывается каждое утро с Bismillah. Его Святейшество шейх Шазели – наш покровитель. “

«Селим-пьяница!»: Недостойные прозвища и клевета на султанов Османской империи.

Невежественные люди не без помощи врагов падишаха связали это событие со страхом перед Богом султана Сулеймана и предполагаемым пристрастием султана Селима II к алкоголю. Вот почему он якобы снял отцовский запрет …

Автор: Дамир Гайнутдинов

Если вы обнаружили ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Читать в оригинальном источнике


Like it? Share with your friends!

118
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x