Пилоты не понимали, как им выжить

Чехословацкие летчики и другие солдаты, которые после оккупации Богемии и Моравии и образования словацкого государства в марте 1939 года с самого начала ушли в изгнание, присоединились к боевым действиям Второй мировой войны. Обученные пилоты служили в Польше, а затем во Франции, но наибольшей известности добились в синей форме британских Королевских ВВС (RAF).

Помимо истребителей, с 1940 года в боевых действиях участвовали и члены 311-й бомбардировочной эскадрильи, совершившие первый налет 10 сентября 1940 года.

Чехословацкие войска в составе RAF начали формироваться летом 1940 года, первая из которых была сформирована 12 июля 1940 года 310-й истребительной эскадрильей. Менее чем через три недели была сформирована 311-я бомбардировочная эскадрилья. Она получила гуситскую булавку с цепью и ремдик на эмблеме, а ее девиз был «Не смотри на количество». Еще в сентябре 1940 года была сформирована 312-я эскадрилья, а в мае 1941 года – 313-я эскадрилья Королевских ВВС, оба истребителя.

Однако чехи и словаки также служили в британской и польской эскадрильях, а чехословацкие эскадрильи пополнились английскими и канадскими пилотами.

В недавно созданную 311-ю эскадрилью прибыло несколько новых опытных пилотов, вооруженных двухмоторными бомбардировщиками Vickers Wellington, и 7 сентября 1940 года первый из них завершил подготовку. Спустя три дня первый самолет с обозначением KX на фюзеляже впервые был задействован в налете, целью была станция создания в оккупированном Брюсселе.

Эмблемой 311-й чехословацкой бомбардировочной эскадрильи Королевских ВВС были гуситские цепные белый гриб и ремдик.

Источник: fcafa.com

«Я до сих пор не понимаю, что нас тогда не расстреливали. Сшили нам все возможное », – описал рейд, во время которого бомбили только с высоты 150 метров, один из летчиков Ян Грнчирж.

Использование чехословаков в набегах, которое умело использовала британская пропаганда, но не всегда оказывалось столь же удачным, как боевое крещение. Бомбардировщики 311-й эскадрильи приземлялись после операций в их родном аэропорту в графстве Норфолк с ранеными и мертвыми, но часто вообще не возвращались. Судьба летчиков в немецком плену в лучшем случае была неопределенной, в худшем они погибли. Например, уже в середине октября эскадрилья над Килем и Бременом потеряла четыре машины и была выведена из боя на шесть недель из-за нехватки экипажей.

Формирование двухмоторных бомбардировщиков Vickers Wellington 311-й чехословацкой бомбардировочной эскадрильи.

Источник: Wikimedia Commons

После прибытия новых экипажей, судьба которых была описана в экранированной книге «Небесные всадники» (1964 г.) стрелком 311-й эскадрильи Филипом Янским, чехословаки вернулись к бомбардировкам. Например, они часто атаковали оккупированный французский порт Брест, где летом 1941 года сильно повредили тяжелый крейсер Prinz Eugen.

Однако убытки, которые было очень трудно восполнить, росли. К апрелю 1942 года, когда «Триста одиннадцать» завершили авианалеты, они выполнили 1029 боевых вылетов и потеряли 128 из них до 318 человек (94 погибло).

Остаток войны истребленная таким образом чехословацкая бомбардировочная эскадрилья Королевских ВВС провела в составе Берегового командования, где она ждала немного более спокойной, но все еще полной опасностей службы. Ее резиновые сапоги отправились в многочасовые патрульные полеты над морем в поисках немецких кораблей и подводных лодок.

Члены чехословацкой бомбардировочной эскадрильи RAF.

Источник: Wikimedia Commons

Летом 1943 года чехословаки наконец увидели новые американские четырехмоторные бомбардировщики Consolidated B-24 Liberator, и их уже устаревшие Vickers Wellington отправились на пенсию.

Во время службы в прибрежном командовании чешские и словацкие летчики столкнулись не только с немецкими военно-морскими силами, но и с дальнобойными истребителями Junkers Ju 88 или Messerschmitt Bf 110, которые представляли для них серьезную опасность. Во время столкновения над морем у пилотов бомбардировщиков Consolidated Liberator было мало шансов против терминала «сотни». Например, их жертвой стала известная жертва. боксер Вильда Якш, который служил тыловым стрелком и упал в августе 1943 года над Бискайским заливом.

Именно эта часть Атлантики между Пиренейским и Бретонским полуостровами была основным местом дислокации самолетов 311-й эскадрильи до лета 1944 года, когда они перебрались в Шотландию и начали полеты над Северным морем.

С лета 1943 года чехословаки стали летать на американских четырехмоторных бомбардировщиках Consolidated B-24 Liberator, которые совершали патрульные полеты над Северным морем.

Источник: Wikimedia Commons

Патрульные полеты над морем до конца войны совершали чехословаки на бомбардировщиках с маркировкой ПП на корпусе. За три года удалось уничтожить пять подводных лодок, самым ценным «уловом» освободителей с чехословацкими экипажами стал корабль Alsterufer с грузом вольфрама, затонувший в декабре 1943 года.

Во второй части службы эскадрилья выполнила 2084 боевых вылета, в ходе которых потеряла 16 самолетов и 104 пилота.

После капитуляции Германии члены 311-й эскадрильи RAF участвовали в возвращении чехословаков на родину, затем часть стала основой 24-го и 25-го авиаполков ВВС Чехословакии. После февраля 1948 года многие члены «триста одиннадцать» столкнулись с преследованием коммунистов, многие эмигрировали. Признание не было получено снова до ноября 1989 года.

.

Поделиться этой записью
ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ!
00
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x