Он наводил ужас на наземные войска, но был легко уязвим в воздухе.

Советские летчики летали во время Великой Отечественной войны на многих типах отечественных и зарубежных самолетов, пожалуй, наибольшей славой среди них был истребитель Ильюшин Ил-2. Его опытная версия впервые появилась 80 лет назад, 12 октября 1940 года.

В воздухе немного коряво, в борьбе с танками и другой бронетехникой удачный самолет был создан за годы войны в количестве более 36 тысяч экземпляров. Так называемый «Штурмовик» служил в ВВС некоторых государств до середины 1950-х годов.

В ходе разработки конструкторское бюро Сергея Ильюшина отказалось от традиционного метода изготовления наземно-устойчивого самолета, то есть с конструкцией, усиленной стальными пластинами. Вместо этого инженеры спроектировали оболочку из нескольких миллиметровых броневых листов, которая сформировала переднюю часть фюзеляжа, включая кабину пилота и стрелка.

Однако это была не совсем новая идея, подобное решение с бронированной ванной для наиболее чувствительных частей самолета уже использовалось на немецком биплане первой войны Junkers JI.

Однако самолет Ильюшина был тяжелым, и даже мощный двигатель мощностью 1300 лошадиных сил (аналогичный Rolls-Royce Merlin на тогдашних британских истребителях Hawker Hurricane) не мог гарантировать достаточных характеристик прототипа, представленного под внутренним обозначением CKB. -55 в октябре 1939 г. К тому же военным не понравилось слабое вооружение, всего четыре малокалиберных пулемета в крыле.

Опытный образец самолета Ил-2, который конструкторы представили и начали испытания в октябре 1939 года. Перед тем, как машина пошла в серийное производство, она претерпела значительные изменения.

Источник: ilyushin.org

Таким образом, год спустя ведомство представило улучшенную версию машины (получившую обозначение CKB-57) с более мощным двигателем, двумя 20-миллиметровыми пушками и двумя пулеметами.

Однако перед началом серийного производства самолет претерпел еще одно существенное изменение: для экономии веса и увеличения дальности была удалена позиция стрелка, которая должна была защищать машину от атак сзади.

Первые одноместные Ил-2 поступили в подразделения в начале 1941 года, но только около 250 из них были выпущены во время нападения Германии на Советский Союз.

Так называемые штурмовики использовались во время войны на всех участках Восточного фронта. На снимке один из них перед стартом боевого задания.

Источник: Wikimedia Commons

Планы истребителей позаботиться о своей защите были сорваны очень быстро, в том числе из-за господства немецких люфтваффе в воздухе на первом этапе войны на Восточном фронте. Однако там, где советским летчикам удавалось избегать опасности с воздуха, у их самолетов были свои преимущества. Воздушно-десантное вооружение и заряд бомб смогли нанести немалый урон наземным войскам Ил-2, кроме того, они смогли выдержать зенитный огонь и смогли приземлиться на базу даже значительно поврежденными.

Недостаток защиты задней части самолета – которая помимо стальной оболочки спереди имела деревянный каркас – впервые попытались решить техники в полевых мастерских, установив аварийное место для стрелка.

Уже весной 1942 года появился заводской двухместный вариант Ил-2 М3, ставший уже к концу войны стандартом. Стрелку, сидевшему в примитивном кресле и не имевшему на своем месте броневой защиты, был выдан крупнокалиберный пулемет.

Атака советского самолета Ил-2 на немецкие сухопутные войска во время Курской битвы летом 1943 года.

Источник: Wikimedia Commons / РИАН

Самолет, получивший множество прозвищ (самое известное – «Штурмовик», по русскому слову штурм, т. Е. Штурм), использовался во время войны повсюду на восточном поле боя. При этом служба в боевой авиации была одной из самых опасных, потери экипажей и особенно плохо защищенных стрелков были огромными.

Немецкие истребители вскоре научились атаковать уязвимое место Ильюшина, маслоохладитель двигателя, часто удавалось вести зенитный огонь, особенно опасными были легкие зенитки калибра 37 миллиметров. Потери штурмовиков составили около 30 тысяч машин, или почти 85 процентов.

На самолетах Ил-2 воевали и чехословацкие летчики, а после войны эти машины были приняты на вооружение обновленных ВВС Чехословакии. На рубеже 1940-х и 1950-х годов на вооружение поступила улучшенная модель Ил-10, которая также производилась по лицензии в пражской Авиа, но затем Советы (и американцы) на долгие годы отказались от чисто боевых самолетов. Их задачи в основном выполняли боевые вертолеты, и до середины 1970-х годов это изменение не было осуществлено с помощью реактивного Су-25.

Формирование машин Ил-2 над Берлином весной 1945 года.

Источник: Wikimedia Commons

.

Поделиться этой записью
ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ!
00
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x