«Незначительность» страданий – Александр Красильщиков.


104

Откладывать
С задержкой

Это может показаться странным, но я никогда не думал, что кого-то можно убедить. И наоборот, только сам человек может изменить свою точку зрения. Более того, неудивительно, что, говоря о убеждениях человека, мы используем термины из лексики графической точки зрения. «Точка», «угол», «плоскость» зрения. И это мне кажется не случайным. Все зависит от того, КАК человек смотрит на проблему, с какой позиции он воспринимает трудности в своей жизни.

Если вы уже привыкли определенным образом относиться к жизни, то мало что может увести вас от навсегда ассимилированной системы отношений с окружающим миром. С годами количество стереотипов только увеличилось. С возрастом мужчина только застывает и просит все меньше и меньше, умножая рой отговорок, оценивая достоверность, которым он с каждым годом все больше балуется. Таким человеком давно движет не мировоззрение или «точка зрения», а лишь циничное желание уберечься от ненужных проблем.

Когда дело доходит до боли и страданий, дела идут по-другому. Если кто-то страдает сейчас, в этот момент, то – ЧЕМ ему извиняться и до объяснений. Боль есть боль. Все, чего хочет человек, – это утолить эту боль, облегчить ее, избавиться от нее. Особенно, если боль внезапная, сильная и стойкая.

В физиологическом смысле, как известно, боль – большой друг человека. Она предупреждает об опасности, она как тревожный звонок, извещающий о проблеме. Боль, как преданный хранитель, сигнализирует о скрытых проблемах нашей природы, которые вскоре станут необратимыми.

Так почему бы не лечить душевную боль так сознательно, с тем же пониманием. Даже если непосредственный фон, стоящий за этой конкретной болью, нам неясен.

Заблудившись, не дай бог близким, мужчина переживает горе, которое так или иначе преследует его на протяжении всей жизни. Человек, переживший потерю, никогда не станет тем, кем был раньше. Страдание так или иначе меняет видение человека в ту или иную сторону. Он получает удар, который будит его, встряхивает его личность, заставляет смотреть на вещи по-другому и шире.

Несомненно, раны остались. Они могут болеть на всю жизнь. Но дело сделано – человек должен переоценить свои действия, изменить свою жизнь и свое отношение к вещам. И говорить о «ничтожности» страданий в данном случае просто неуместно.

Это хорошо или плохо? Стоит ли свечки? Каждый должен судить себя. Все равно пугает и больно. Можно ли этого избежать? Наверное. Но, скорее всего, если бы Ап решил посадить человека в эту пивоварню, другого выхода вряд ли было. После страданий человек может стать более уязвимым, более чувствительным к чужой боли, но, наоборот, он может стать более циничным и суровым.

Иногда человек срывается от боли. Она может быть настолько сильной, что буквально разрушает свою личность. Человек может деградировать и упасть. Но это происходит только с неправильной точки зрения на боль как непреодолимое препятствие в жизни, как нечто невыносимое.

На самом деле это не так. Например, еврейские нравственные обычаи направлены прежде всего на то, чтобы вывести человека из состояния чрезмерной концентрации на собственных переживаниях. Оставляя горе чем-то законным и правильным, человека преследуют, заставляют думать не столько о себе, сколько об уважении к мертвым, своей памяти. Шаг за шагом человека ведут от одной стадии печали к другой, при этом утешая не столько привычными фразами, сколько самим присутствием, соучастием, солидарностью, если хотите.

Скорбь облегчается тем, что он не забывает свою боль, а осознает, что прямо сейчас, возможно, впервые в своей жизни, он может сделать что-то по-настоящему ценное и необходимое для дорогой души, вступившей на трудный путь.

Страдания не делают человека мудрее, они только заставляют вас смотреть на свою жизнь как на вечную битву, в которой вы не обязательно одержите победу, но вы можете смягчить себя и продолжать жить как опытный боец.

Еще кое-что. Страдание не может быть «бессмысленным» по определению. Если кто-то понимает, что они – результат его глупости или недостойной жизни, то только это имеет значение.

Если человек не видит собственной вины за то, что с ним произошло, то уже тогда, воспринимая случившееся как испытание, он впоследствии может обнаружить, что жизнь благодаря страданиям получила новый импульс и новый уровень.

И, наконец, даже в самом горьком случае, когда человек чувствует, что его дни – это сплошная боль и страдания, ограничивает его жизнь, убивает надежды и ломает перспективы, тогда даже тогда он может превзойти себя, воспринимая все, что с ним происходит, как его собственное искупление, как плата за некую необеспеченную ссуду за прошлое или будущее, за то, что ему недоступно в этом мире, но станет очевидным позже.

Человеку кажется, что Свыше должен дать отчет обо всем, что с ним происходит в этом мире. На самом деле это не так. Такой отчет сначала должен представить сам человек. Иногда приходится соглашаться с тем, что ответы в этом мире ему не дадут. Просто потому, что информационный и смысловой объем этих ответов на порядок больше, чем операционные возможности человеческого восприятия в этом мире.

Но будьте уверены, что вы отбросили материальные жалюзи, эти ответы вы обязательно узнаете. И кроме того, как это ни парадоксально может показаться, очевидная «ничтожность» страдания является гарантией этого.

Теги: Скандальный оптимизм

Читать в оригинальном источнике


Like it? Share with your friends!

104
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x