Марракеш – забытая жемчужина исламской науки


84

Марракеш (Источник фото: kir-jas.livejournal.com).

Марракеш (Источник фото: kir-jas.livejournal.com).

Благодаря устремлениям местных правителей и их финансовой поддержке Марракеш стал привлекательным центром для многих ученых, в том числе Ибн Рушда (1126–1198), который был главным врачом и написал здесь множество своих научных работ. Поэтому стоит отметить важную роль Марракеша в средневековой исламской науке.

Марракеш был основан около 1070 года династией Альморавидов. Город стал столицей империи, частично оккупировавшей территорию Сахары и Магриба. Он расположен в стратегически важном месте – равнине реки Тенсифт, прямо у атласа, на перекрестке двух основных маршрутов, проходящих через эти горы.

В 1147 году Марракеш попал под власть Альмохадов, которые сделали его своей столицей. Даже когда позже столица переехала в Севилью, город оставался важным центром Альмохадов с их учеными и военными. Благодаря покровительству местных правителей Марракеш стал центром притяжения не только ученых из Магриба, но даже из Испании.

В 1153 году знаменитый Ибн Рушд проводил астрономические наблюдения в Марракеше. В 1163 году он подошел ко двору Альмохадов, философ Ибн Туфаил (1105-1185) познакомил его с правителем Абу Якубом, который очень интересовался философией. Ибн Туфаил рекомендовал ему Ибн Рушда как лучшего из философов.

Жители Марракеша отличались особой любовью к книгам. Марракеш знаменит мечетью Кутубия, которая известна своими книгами, рукописями, библиотеками и книжными магазинами, давшими мечети ее название. В мечети Кутубия, в тени минарета, собиралось все больше и больше сотни продавцов книг и множество менеджеров, которые спешили среди продавцов в поисках редких и новых рукописей для копирования. Здесь также были видны даллалы (купцы), которые покупали и продавали древние произведения для ученых города. Сами султаны также собирали книги и рукописи, а также спонсировали их авторов.

В Марракеше также существовала древняя традиция изготовления астролябий. Здесь высоко ценили историков, большинство из которых проживало в непосредственной близости от правителей. Среди них – Абу Бакр аль-Санхаджи, который много писал об Альмохадах и чьи работы позже изучил французский арабист Эварист Леви-Провансаль (1894–1956).

Поскольку он был личным свидетелем многих событий, его описания истории государства Альмохадов являются наиболее важным историческим источником того периода. Еще одним историком, родившимся в Марракеше в 1185 году, но учившимся в Фесе, был Абдулвахид аль-Марракуши. Около 1224 года он написал свою книгу «Китаб аль-муджиб фи Талхис ахбар ахл аль-Магриб» («Приятная книга, обобщающая историю Магриба»), которая является хорошим описанием истории Западного Магриба и многих деталей, описанных в сочинении. уникальны в своем жанре.

Одним из величайших достижений правления Альмохадов была больница Марракеша, также известная как бимаристан Амира аль-Мумина аль-Мансура Абу Юсуфа. Он правил Марокко с 1184 года до своей смерти в 1199 году. Абу Юсуф приказал каменщикам и строителям проводить строительные работы на высшем уровне. Он украсил госпиталь надписями и орнаментами исключительной красоты.

Он приказал посадить цветы и фруктовые деревья во дворе больницы и подать водопроводную воду во все палаты и комнаты. Абу Юсуф приказал оборудовать больницу мебелью, а стены покрыть шерстяными, льняными и шелковыми коврами, что придавало неописуемую красоту. Он наделил больницу вакфами и пожертвованиями, которые покрыли ее расходы на ежедневную сумму в сорок динаров.

С Марракешем были связаны два великих ученых: Ибн Рушд и математик Аль-Хасан аль-Марракуши. Ибн Рушд родился в 1126 году в Кордове в образованной семье, его отец и дед были выдающимися судьями. В 1153 году он занимался астрономическими наблюдениями в Марракеше. Ибн Рушд сменил Ибн Туфаила на посту главного врача в 1182 году и служил Абу Якубу Юсуфу до его последней смерти в 1184 году. Затем он служил своему сыну и преемнику Якубу аль-Мансуру. Хотя Ибн Рушд в Марракеше занимался астрономическими наблюдениями и своей научной диссертацией о движении сферы (Китаб фи харакат аль-фалак), он стал наиболее известен своей медицинской работой, Китаб ал-куллият фил-тибб.

Благодаря этому договору в Европе распространилось новое латинское слово «сolliget», происходящее от арабского «al-kulliyat», что означает общие положения. Он был написан до 1162 года в семи томах, посвященных анатомии, физиологии, общей патологии, диагностике, фармакологии, гигиене и общей терапии.

Ибн Рушд в своей работе отмечал, что те, кто однажды переболел оспой, больше не болеют. Он также объяснил функцию сетчатки. Куллият Ибн Рушда был переведен на латынь и стал самым ценным медицинским трудом Средневековья.

Главный труд Аль-Хасана аль-Марракуши (ум. 1262 г.) – «Джами аль-Мабади валь-гаят» («Единство начала и конца, то есть принципы и результаты»), вероятно, был написан в 1229 году – 1230. Это очень хороший сборник практических знаний об астрономических инструментах и ​​их методах, тригонометрии и гномонике.

Часть этого произведения перевел французский востоковед Луи-Пьер-Эжен Седио (1808–1875). По мнению ученого Джорджа Сартона (1884-1956) «Джами» Аль-Хасана аль-Марракуши – сложнейшая тригонометрическая диссертация Западного Халифата, лучшая средневековая диссертация по практической астрономии, гномонике, лучшее объяснение графических методов.

Раздел, посвященный гномонике, включал исследования циферблатов, нанесенных на горизонтальные, цилиндрические, конические и другие поверхности для каждой широты. Аль-Марракуши дал таблицу синусов для каждой половины градуса, а также таблицы суммарных синусов и арксинов (последние он назвал таблицей аль-варваризми). Чтобы облегчить использование гномов, он добавил таблицу тайных котангенсов.

Вторая часть «Джами» была посвящена объяснению графических методов решения астрономических задач. Работа Аль-Марракуши развивает дизайн планисфер, астролябий, квадрантов и потребностей гномов. Аль-Марракуши показывает свое знание математических и астрономических работ аль-Хорезми, аль-Фергани, аль-Баттани, Абул Вафа, аль-Бируни, Ибн Сины, аз-Заркали и Джабира ибн Афлаха.

Кайруан: почему разрушен один из важнейших городов Магриба

Как случилось, что цветущий город, привлекавший не только купцов и путешественников, но и жаждущих знаний ученых, превратился в руины?

Автор: Дамир Гайнутдинов

Если вы обнаружили ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Читать в оригинальном источнике


Like it? Share with your friends!

84
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x