Изначально он сделал свою самую известную машину для Гитлера.

Он по праву является одной из самых известных фигур в истории автомобильной промышленности и похож на легенду Этторе Бугатти и Энцо Феррари. Конструктор Фердинанд Порше, скончавшийся 30 января 1951 года, создал несколько прорывных решений, в том числе популярный Volkswagen Chrobák.

Однако имя уроженца северночешской деревни Вратиславице-над-Нисоу (когда здесь в сентябре 1875 года родился Porsche, он также носил немецкое имя Maffersdorf) теперь известно в основном благодаря фабрике, основанной его сыном Ферри, которая производит роскошные спортивные автомобили и внедорожники.

Это было его самое известное творение – «Народный автомобиль», но Фердинанд Порше сотрудничал с нацистами, что привело его в тюрьму после войны. С 1938 по 1945 год конструктор возглавлял компанию Volkswagenwerk, которая изначально была основана на производстве личного «народного автомобиля» (по-немецки Volks Wagen), но во время войны переключилась на оружейную программу.

Сам Porsche, например, тоже принимал участие в разработке танков (проект сверхтяжелого танка Maus в итоге так и не был реализован) и другой бронетехники, а один из истребителей танков тоже назывался Ferdinand. На заводе, который он возглавлял, работало около 20 000 человек – насильственно переброшенных из Восточной Европы, советских военнопленных и евреев. В то время они также были вынуждены работать в собственном конструкторском бюро Porsche.

И его печально известное прошлое не забыто и по сей день. Несколько лет назад, например, во Вроцлаве он стал предметом политических споров, которые привели, среди прочего, к закрытию выставки в местном культурном центре, а в сегодняшнем городском районе Либерец перестали продвигать его уроженца.

Фердинанд Порше

Источник: Wikimedia Commons / Bundesarchiv

Фердинанд Порше покинул Вратиславице в возрасте 18 лет и позже мало что сообщал на родину. С другой стороны, благодаря ему после Первой мировой войны он получил чехословацкое гражданство, которое имел до 1935 года.

Хотя изначально предполагалось, что сын сантехника продолжит ремесло своего отца, он с детства больше любил электричество и в конце концов начал посещать промышленную школу Либереца. В 1893 году он наконец уехал, чтобы набраться опыта в Вене, столице монархии, где затем проработал еще три десятилетия.

Фердинанд Порше впервые прославился в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, где он представил электромобиль Porsche-Lohner с революционным приводом: каждое колесо имело собственный электродвигатель в ступице.

В 1906 году он присоединился к Austro-Daimler в качестве технического директора. Там он строил авиационные двигатели и автомобили – и во время Первой мировой войны он также посвятил себя военным контрактам, поэтому дальнейшая работа на военной машине Гитлера не была для него фактически выходом в неизвестную среду.

Фердинанд Порше за рулем спортивного автомобиля собственной разработки Austro-Daimler на Prince Heinrich Tour в 1910 году.

Источник: Wikimedia Commons

После войны и распада Австро-Венгрии Порше продолжал работать в Австрии, но вскоре сместил фокус своей работы в Германию. Во второй половине 1920-х годов он пять лет проработал в руководстве Daimler Benz, где разработал, например, успешный спортивный автомобиль Mercedes-Benz SSK и роскошный седан Mercedes-Benz W 08.

В 1929 году он ненадолго вернулся в Австрию и возглавил технический отдел Steyr. В начале 1930-х годов он основал собственное конструкторское бюро в Штутгарте, где также были созданы первые образцы народного автомобиля, ставшего основой более позднего Beetle.

Автомобиль для масс вписался в планы зарождающегося нацистского режима. После радио для всех – Volksempfängeri – появилась доступная машина – Volkswagen. Контракт между офисом Porsche и Ассоциацией автомобильной промышленности Рейха на его производство был заключен в июне 1934 года, о рождении автомобиля лично объявил немецкий водитель Адольф Гитлер в феврале 1936 года во время открытия Берлинского автосалона и завода в Нижнем Саксония началась в мае 1938 года.

Порше (слева) в компании главного конструктора Копршивницких Татр и его хорошего друга Ганса Ледвинки и знаменитого автогонщика Элишки Юнковой на трассе Масарика в Брно в 1935 году. Через несколько лет у него возник спор с Татрами. производитель автомобиля.

Источник: Wikimedia Commons

По идеям Гитлера, KdF Wagen (названный в честь нацистской организации Kraft durch Freude, что переводится как сила через радость) был такой, что каждый житель его империи мог позволить себе 🙂 его, его цена должна была быть меньше тысячи марок.

Опытный образец автомобиля, который впервые был публично представлен по случаю начала строительства завода, привлек большое внимание. И не только в Германии. Он также привлек внимание в Чехословакии, а точнее, у производителя автомобилей Tatra в Копршивнице. KdF Wagen напоминал прототип автомобиля Tatra V570 1933 года (окончательно не пошел в серийное производство), а также модель Tatra 97, выпускавшуюся с 1937 года. Руководство автопроизводителя Копршивнице убеждено, что немцы скопировали его дизайнерские решения, Поэтому в 1938 г. возбудил дело по этому делу. Однако до того, как суд смог вынести вердикт, произошла немецкая оккупация Богемии и Моравии, и судебное разбирательство было остановлено. Продолжив только после войны, Porsche тогда признал, что во время разработки своего автомобиля (якобы из-за его ускорения и удешевления) был вдохновлен некоторыми дизайнерскими и конструктивными решениями Татр, но не дожил до завершения дела. Только через десять лет после его смерти Volkswagen признал претензии Tatra и выплатил ей три миллиона марок в качестве компенсации.

Фердинанд Порше в компании нацистских вождей. KdF Wagen, который он сконструировал, должен был воплотить в жизнь идею Гитлера об автомобиле, доступном каждому. Десятки тысяч немцев тоже начали копить на специальные сберегательные книжки, но машины так и не попали.

Источник: Wikimedia Commons / Bundesarchiv, volkswagenag.com

Но вернемся назад. Сотни тысяч немцев, которые регулярно откладывали для KdF Wagen народный автомобиль в сберегательных книжках (им приходилось вносить определенную сумму каждую неделю), ждали, когда первые детали начнут падать с производственных линий нового завода. Обещали, что это будет в 1939 году. Но почти ни у одного из них не оказалось машины за 990 рейхсмарок (за кабриолет была доплата в 60 марок), на которой могли бы ездить двое взрослых и трое детей, приводимые в движение Двигатель воздушного охлаждения, расположенный в задней части и достигавший скорости 100 км / ч, не получил.

Война сорвала все планы, и вместо гражданской машины новый завод начал выпускать свои военные версии – всем известные угловатые KdF 82 «Kübelwagen» и амфибию KdF 166 «Schwimmwagen».

Осенью 1939 года вместо гражданских автомобилей с нового завода стали выходить военные машины, такие как всем известный KdF 82 «Kübelwagen» (на фото выше), а Porsche также посвятила себя созданию военной техники. На фото ниже истребитель танков, названный его автором Ferdinand.

Источник: Wikimedia Commons / Bundesarchiv

В гражданское производство он вернулся только после окончания Второй мировой войны, в других условиях. Он оказался под британской оккупацией, и благодаря майору Ивану Херсту, который настаивал на возобновлении производства автомобилей, в 1945 году с производственных линий завода в Вольфсбурге вышло почти 2000 автомобилей, которые больше не назывались KdF Wagen, а Volkswagen. Благодаря форме кузова в народе позже стали называть машину Chrobák.

Его создатель в то время находился в тюрьме в Дижоне, Франция, где его держали как военного преступника. Наконец, он был освобожден в 1947 году после внесения залога, а год спустя суд признал Фердинанда Порше невиновным.

Во время его отсутствия семейным бизнесом занимался его сын Ферри, который планировал собственное производство спортивных автомобилей в Австрии. Первый такой автомобиль и одновременно первый, носивший имя Porsche (модель 356), увидел свет в 1948 году и также использовал детали из Хробака.

Производство гражданских автомобилей на заводе в Вольфсбурге началось благодаря англичанам после войны. Автомобиль KdF превратился в Volkswagen, получивший название Beetle и ставший одним из культовых автомобилей 20 века. Он производился с незначительными или крупными модификациями до июля 2003 года, когда последняя деталь (на фото) вышла из ремня на заводе в Мексике с серийным номером 21 529 464.

Источник: Wikimedia Commons

Фердинанд Порше приступил к серийному производству своих автомобилей и перевел компанию обратно в Штутгарт. Однако он не дожил до спортивных успехов и мировой известности компании, которая также носит его имя. Он умер в возрасте 75 лет после инсульта.

.

Поделиться этой записью
ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ!
00
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x