Еженедельная глава «Корах». Выводы и потери – Читать онлайн | Рав Бенцион Зильбер


151

Более чем однажды евреи совершали грехи против Бога в пустыне. Четыре раза Моше был вынужден молиться Творцу, чтобы остановить свой гнев против еврейского народа, когда он собирался умереть за грехи, совершенные в пустыне. Первым из них было поклонение золотому тельцу (Шмот, вождь Ки Тиса), вторым – жалобы на недостаток мяса (Бемидбар, вождь Беалоты), третьим – ложный ответ разведчиков об Эрец-Исраэль и смутный отказ народа идти в Землю Обетованную (предыдущая глава «Шлах»). Четвертым грехом, который чуть не убил еврейский народ, было восстание Кораха.

Поскольку мы говорим о грехах, совершенных в пустыне, естественно, что большинство из них (три из четырех) упоминаются в книге «Бемидбар», которую мы сейчас читаем. Что касается сегодняшней главы, ее анализ в книге моего отца и наставника Рава Ицхака Зильбера, благословенная память праведников, «Беседы о Торе» мне кажется вполне законченным.

Поэтому я не буду говорить о таких связанных с этой главой темах, как проверка богатства, о том, как честолюбие и раздраженная самоуверенность искажают образ мира в глазах человека, о том, что Тора думает о «борьбе за истину и справедливость », об отчаянии, ведущем к проступкам, и радости, которая держит вас на правильном пути, о роли жены в судьбе мужа и многом другом. К сказанному в «Беседах Торы» я добавлю лишь несколько соображений наших мудрецов. Эти соображения не актуальны, но очень интересны сами по себе.

* * *

Глава «Нос» книги «Бемидбар» среди других заповедей содержит приказ о том, как обращаться с женщиной, которая дала своему мужу повод подозревать ее в измене. Такую женщину называют «соты». В Талмуде есть договор с этим названием. И там сказано: если кто-то будет преследовать то, что ему не следует и что ему не причитается, он не получит того, что ищет, и потеряет то, что имеет. В подтверждение этой мысли Талмуд приводит множество имен из Танаахо: Авшалом, Гегази, Узияу и так далее. Для наглядности напомню известную историю – о сыне царя Давида Авшаломе: он претендовал на царство, даже приобрел последователей и некоторое влияние, но потерял все: статус царского сына, брата будущего царя. , а потом жизнь.

В договоре это соображение рассматривается в связи с пенни, а затем отмечается: это правило также должно быть приписано Кораху. Что обидело Кораха и побудило его к восстанию? Корах был оскорблен тем, что главой семьи Кеата назначен не он, а его двоюродный брат из младшей ветви семьи. Затем он полностью увлекся и стал претендовать на место первосвященника Аарона. Понятно, что здесь он требовал невозможного, но что помешало назначить главой семейства Караахо, знатного человека (двоюродного брата самого Моше) и одного из самых богатых людей в мире?

В книге «Биркат Перец», комментируя Хумаша, рав Каневский, известный как Стаплер, говорит: почему его не назначили? Да, его поведение само по себе является ответом на этот вопрос. Если кто-то способен уладить такую ​​ссору из чистой гордости, он не годится для начальника.

* * *

Оценивая действия наших соседей, мы должны искать в них положительную сторону. Какой положительный мотив мог присутствовать в действиях Кораха? Стремление к духовному росту. Представьте себе человека, жизненные обстоятельства которого позволяют ему целый день учиться в колеле (ешиве для взрослых супругов). А представьте себе мужчину, который не может этого сделать, потому что вынужден зарабатывать деньги для своей семьи. На первый взгляд, перспективы духовного роста у человека, который все время посвящает учебе, намного больше, не так ли?

Чрезвычайно велика духовная заслуга первосвященника, который от имени всего народа и в одиночку выполняет совершенно уникальные и очень высокие функции. Не только у обычного еврея, но и у обычного Коэна таких достоинств нет. Может быть, именно к этому и стремился Корах? Мудрецы говорят: если у человека есть выбор, он должен выбрать место и условия, наиболее благоприятные для служения Всевышнему. Но если у него нет выбора, он должен знать: место, где он находится, является наиболее благоприятным местом для его духовного роста. Именно для этих испытаний Бог послал его в этот мир. Об этом говорит рав Моше-Хаим Луцатто в «Дерех Ашем».

Максимальные возможности для совершенствования даются нам именно там, где мы находимся.

Читать в оригинальном источнике


Like it? Share with your friends!

151
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x